Тяжеловозные лошади советская тяжеловозная порода

Историческая справка

Впервые лошади тяжеловозных пород появились более 200 лет назад на территории современной Западной Европы в результате скрещивания бельгийских брабансонов с местными породами, такими как ардены, битюги и першероны. Эти кони хоть и имели отличные рабочие качества, однако не отличались привлекательным экстерьером.

В конце XIX века селекционные работы над породой начались в России, когда тяжеловозов стали массово завозить на территорию государства. Первые удачные результаты выведения были представлены в 1900 году в рамках Парижской выставки: мир увидел усовершенствованную «модель» породы арден — жеребца по имени Каравай, получившего золотую медаль.

После этого селекционные работы продолжились и были направлены на создание сильного, мощного, выносливого коня, отличающегося приятной внешностью. И новая порода с требуемыми характеристиками появилась в 1937 году. Спустя 15 лет, в 1952 году, она была официально зарегистрирована под названием «советский тяжеловоз».

Важно! В редких случаях у коней данной породы может встречаться косолапость, однако на рабочие характеристики данный эффект не оказывает негативного влияния.

Описание и характеристика советского тяжеловоза

Особые эстерьерные качества и индивидуальный характер породы сформировались за многолетний селекционный период. Эти животные принадлежат к тяжеловозам невысокого роста, но, если сравнивать их с другими конями такого типа, данные лошади считаются наиболее крупными.

Масть Чаще всего животные бывают рыжие и бурые, редко встречаются гнедые и вороные экземляры
Туловище Крепкое, значительных размеров, удлиненное
Голова Средних размеров голова с большими ноздрями. Широкий лоб, плавно переходящий в мясистые щеки. На голове расположены маленькие стоячие ушки
Шея Красивая, с плавным изгибом, мощная, сильная
Грива и хвост Волосы чаще всего вьющиеся, объемные, пышные. Длина средняя, не достает до копыт
Спина Мускулистая, сильная, широкая, с небольшим прогибом в области поясницы
Круп Раздвоенный, немного вислый
Грудь Мощная, со стороны напоминает бочкообразную форму
Конечности Крепкие, умеренно покрытые шерстью, по сравнению с другими породами немного коротковаты

Советские тяжеловозы делятся на 2 подвида Мордовского и Починковского конезавода. Характерная отличительная черта первых — компактность, для вторых — немного удлиненное крепкое туловище. Остальные экстерьерные особенности практически не различимы.

Тяжеловозные лошади советская тяжеловозная порода

Отличить советского тяжеловоза от других пород можно по его массивности и крупному телосложению, притягивающие взгляды окружающих. Мало кто из лошадей может похвастаться такими достижениями и умениями, как эта порода, которая способна транспортировать на себе грузы весом в несколько тонн. С давних времени лошадей используют именно в таких целях, чтобы перевозить тяжеловесные повозки.

Вес одной особи может достигать отметки в тоннах, в росте лошадь будет не выше 170 см до уровня холки. Для животного характерна широкая мощная грудь, крепкая спина и четко выраженная мускулистость шеи. Голова у советского тяжеловоза среднего пропорционального размера, ноздри широкие, щеки достаточно развитые.

На макушке восседают среднего размера ушки, порой они имеют обвисшую форму. Шея постепенно переходит в низко посаженную холку, спина у животного мягкая, идеально подходящая под седло. Выдерживать тяжелые грузы лошадь может благодаря сильной ровной пояснице, а слегка обвислый круп имеет раздвоенную форму. Мускулистые и при этом сухие конечности заканчиваются ровными идеальными по форме копытами.

Расцветка и масть советского тяжеловоза может быть разной, чаще- рыжая и чалым оттенком, реже — гнедая с тем же чалым оттенком. Конечности окаймлены умеренно наросшими щетками, а грива и хвост демонстрируют пышность и объем. По характеру такие лошади отчаются спокойным и добрым нравом, но сохраняют в себе энергичность и силу.

Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы – крупные, массивные лошади.

Советский тяжеловоз

Высота в холке советского тяжеловоза – 150 – 170 см, вес – 700 – 1000 кг.

Советские тяжеловозы имеют среднюю по величине голову, средней длины мощную шею, низкую широкую холку, широкую спину (иногда мягкую), широкую ровную поясницу, очень широкий раздвоенный круп. Грудь советского тяжеловоза широкая, ноги средние по длине, крепкие и довольно сухие. Порой в породе встречаются мягкие бабки, саблистость и косолапость. Оброслость хвоста, гривы и щеток умеренная.

Основные масти советского тяжеловоза: рыжая, рыже-чалая, гнедая, гнедо-чалая, бурая. Редко встречаются советские тяжеловозы вороной масти.

Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы обладают спокойным темпераментом и добронравностью – наследие брабансонов. В работе они покладисты и послушны, не склонны к проявлениям агрессии.

Одна из главных характеристик советского тяжеловоза – скороспелость этих лошадей. Уже в 2,5 – 3 года они выполняют сельскохозяйственные работы, а с 3 лет используются в разведении. Жеребята советского тяжеловоза растут быстро: уже в 1 год их вес может достигать 530 – 540 кг.

Также советских тяжеловозов ценят за их неприхотливость. Например, рацион советских тяжеловозов во многих хозяйствах составляют объемистые и дешевые корма, и при этом лошади могут неплохо себя чувствовать.

Впрочем, это не означает, что на уходе за советским тяжеловозом можно экономить или форсировать работу, если вам действительно дорога ваша лошадь.

История происхождения

Первые лошади тяжеловозы появились в 18 веке в западноевропейских странах, позже их разводили и в России. Одной из наиболее популярных тяжелоупряжных пород в стране считают Советский тяжеловоз, прославивший российских коневодов. Этих лошадей, имеющих крупное и мощное телосложение, вывели во времена Советского Союза из брабансонов, которые завезены из Бельгии в конце 19 века. Местные рабочие кобылы были скрещены с бельгийскими тяжеловозами, в результате чего появилась необычная порода советских лошадей.

Кисловским Д.А. и Анциным И.А., профессором и зоотехником, было проведено множество работ, касающихся развития и усовершенствования породы. Продолжительная селекция и умный подход советских коневодов позволил заметно улучшить существующие характеристики лошадей, которые имели развитые мышцы и крепкий костяк, но их телосложение было сухое. Современные лошадки стали более неприхотливые к условиям содержания и кормам.

Тяжеловозные лошади советская тяжеловозная порода

В середине 20-го века порода совершенствовалась из жеребцов, которые выращены на отечественных конных заводах. Утвердили советскую тяжеловозную породу, отвечающую необходимым требованиям, в 1952 году. «Прародители» уникальных лошадей менее гармоничные, крупные и малоподвижные. Кобылицы новой породы имели большой коэффициент молочной продуктивности.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Советский тяжеловоз изначально предназначался для сельхозработ

Образ жизни в природе

Жизнь не стоит на месте и с появлением современных технических новшеств и внедрении их в сельское хозяйство, сняло необходимость использования тяжеловозов. На данный момент, порода проживает достаточно сложный период, невзирая на свои столь высокие результаты. Количество чистопородных особей, стремительно сокращается, высокопродуктивные матки, больше не имеют спроса, и потребность на них резко снизилась. Вполне возможно, что у Мордовского и Починковского конезавода, это последние годы работы.

Несмотря на это, есть страны, в которых растет спрос на лошадей породы Советский тяжеловоз. Их привлекают для улучшения породных данных различных тяжеловозных лошадей, используют в соревнованиях международного уровня. Если говорить о нашей стране, то самые лучшие представители, находятся в Нижегородской, Ярославской и Владимирской областях.

Для того чтобы найти подход к лошади такой породы, нужно создать ей комфортные условия для существования и знать, в каком уходе животное нуждается.

Содержание и уход

Никаких особых предпочтений у советского тяжеловоза нет, ему нужна просторная конюшня, место для выгула и свободного бега, чистое питье и регулярный корм. Чтобы лошадь трудилась на благо человека, хозяин обязательно должен заботиться о здоровье животного. Во-первых, правильно составленный рацион питания и подкормки помогут лошади сохранят свою энергичность и мощь.

После активного времяпровождения лошади нужно очищать ноздри от пота и пыли, а также омывать копыта из шланга для снятия усталости. Гриву и хвост нужно мыть 1-2 раза в неделю с применением кондиционера и вычесывать натуральной щеткой. Чтобы волосы не перепутывались, их можно заплетать в косы.

Питание

Правильно составленный рацион питания советского тяжеловоза — ключ к его силе и мощи, продуктивности и энергичности. Тяжеловозы нуждаются одинаково в кормлении свежей и сухой растительностью, а также в злаковых культурах. Поэтому ежедневно лошади нужно давать траву и зерно, а также чистую воду. Чтобы молодой жеребенок полноценно рос и наращивал мускулатуру, нужно периодически подкармливать животное концентратами и витаминными добавками. Лошади любят сахар, сладкую свеклу и морковь, а также картофель.

Характер и повадки

Советский тяжеловоз славится своей некой флегматичностью и прекрасным нравом. А энергичный темперамент позволяет лошади максимально продуктивно трудиться в тандеме с человеком. В целом темперамент советских тяжеловозов уравновешенный, добронравный, неприхотливый и спокойный. Лошади легко идут на контакт с новыми людьми, но требуют к себе уважительного и мягкого похода. Негативные эмоции и злость не приветствуют в людях, только «методом пряника» можно вызвать в лошади старание и усердие.

Применение лошадей породы советский тяжеловоз

Все мировые лошади тяжеловозы изначально создавались во времена ручного труда и процветания аграрной промышленности. Поэтому главная цель создания тяжеловоза — помощь человеку в сельскохозяйственных работах и перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Разные страны по своим методам и взглядам усовершенствовали полученные породы, но именно советский тяжеловоз можно считать одной из самых сильных и выдержанных лошадей мира. Основа для любого тяжеловоза была порода Першерон, Шайр, Клейдесдали или Брабансон из Бельгии.

Говоря о русском тяжеловозе, такие животные применялись в работах частных дворов и в подворье, так как такие лошади могли справиться с самыми трудновыполнимыми задачами. А благодаря спокойному нраву и покладистости лошади могли легко найти контакт с маленькими детьми. В те времена Советский Союз проводил специальные соревнования, выявляя самых мощных представителей породы Советский тяжеловоз, в последующем этих лидеров отправляли в сельское хозяйство.

Сегодня нет большой нужды в лошадях, способных тянуть такие тонные грузы. Машинизация труда изменила стереотипы и приоритеты. Лошадей все чаще разводят в отдаленных уголках страны от цивилизации для получения мяса, а также работ по двору, в лесозаготовках и на фермах.

Увы, советские тяжеловозы в основном используются в качестве молочных и мясных лошадей (или улучшателей молочных и мясных табунов).

Однако советский тяжеловоз – по-прежнему хорошая рабочая лошадь. Это доказывают многочисленные испытания рабочих лошадей, на которых советские тяжеловозы неизменно показывают отличные результаты.

Ещё никто не оставил отзыв.

Текущий

(голосов: 2)

Для того чтобы животное чувствовало себя хорошо, необходимо создать для этого соответствующие условия.

Советский тяжеловоз — не очень требовательная лошадь, но она особо нуждается в просторной конюшне, территории для выгула и свободного бега, очищенной воде и стабильном кормлении. Для того чтобы правильно заботиться о здоровье и самочувствии животного, хозяину нужно составить грамотный рацион правильного питания для сохранения сил и возможностей коня. Необходимо также проводить осмотры тяжеловоза после трудового дня, чтобы исключить наличие травм и болезней.

Важно! Не стоит исключать из жизни коня ветеринара — врач должен проводить плановые вакцинации, а также необходимые осмотры животного как минимум дважды в год.

Нужно также следить за гигиеной лошадки. Не забывайте очищать ноздри коня после работы или другой активности, а также омывайте копыта лошади из шланга, чтобы она не страдала от усталости. Внимания требуют и волосы коня: грива и хвост моются дважды в неделю с использованием кондиционера. После того как волосы высохнут, их нужно расчесать щеткой из натуральных материалов.

Особенности питания

Лошади нуждаются в регулярном питании, которое состоит из сухой и свежей травы, а также злаковых культур. Ежедневно нужно давать коню растительность, зерновые культуры, не забывать о воде. Для нормального роста маленького жеребенка нужно подкармливать витаминными комплексами. В качестве поощрения и лакомства можно давать животному сладкую свеклу, сахарок, сырую морковь и картошку.

Размножение породы

Показатели плодовитости этой породы составляют 75 %. Для племенного разведения кобылы годятся до достижения ими 16-17 лет, хотя бывало и такое, что лошади этой породы приносили приплод в возрасте 20 лет. Советские тяжеловозы — довольно скороспелые лошадки, в период кормления жеребята набирают 2 кг ежедневно, и к 6 месяцам их вес уже достигает полтонны.

Знаете ли вы? Рекордом по лошадиной молочности стал показатель в 6137 литров.

Средний показатель выхода молока составляет 3000 л за период лактации. Породу советского тяжеловоза можно без сомнений считать общенациональным достоянием России. Активное развитие сельского хозяйства способно помочь сохранить разведение этих животных, а также производительность конных заводов. Актуальность этих лошадок существует и в наше время, ведь некоторые сферы ведения сельского хозяйства требуют использования живой тяговой силы коней.

Советская тяжеловозная лошадь выводилась для ее использования в сельском хозяйстве. Крупногабаритные и массивные по происхождению представители тяжеловозов привлекают заводчиков своей выносливостью и умением переносить большегабаритные тяжелые грузы, достигающие веса в несколько тонн. Лошади породы советский тяжеловоз повсеместно используются для перемещения грузоповозок.

В движениях советские тяжеловозы, несмотря на крупные размеры, довольно грациозны и достаточно энергичны.

При сокращении численности породы из-за автоматизации сельскохозяйственных предприятий спрос на высокопродуктивных представителей значительно сократился. Большей популярностью, нежели в отечественной промышленности, этот тип лошадей пользуются на европейских фермерских хозяйствах. В России советские тяжеловозы чаще используются для выведения новых потомственных линий с целью улучшения тяжеловозных видов лошадей.

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Тяжеловозные лошади советская тяжеловозная порода

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Внешний вид и характеристика

https://www.youtube.com/watch?v=VIDEO_ID

Лошадь советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Эти животные рослые, мускулистые. Средний вес жеребца достигает 900 кг. Глядя на этих животных, даже несведущий в коневодстве человек заметит, какие мощные у них конечности, грудь и шея.

Лошадь советский тяжеловоз

Рассмотрим основные характеристики породы советский тяжеловоз:

  • средний рост жеребца в холке достигает 170 кг;
  • вес – 900 кг;
  • массивная мускулистая грудь;
  • крепкая недлинная шея;
  • голова средних размеров, которая на фоне туловища кажется компактной;
  • ушные раковины небольшие;
  • ноздри расширенные;
  • щёки хорошо развиты;
  • спина широкая, прямая, умеренно мягкая;
  • круп мощный, раздвоенный, расположен низко;
  • конечности короткие, мощные, скакательные суставы массивные;
  • копыта крупные правильной формы;
  • умеренная оброслость щёток;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть у советских тяжеловозов – рыжая, гнедая, а также рыже-чалая или гнедо-чалая.

Чтобы понять, насколько это мощные и выносливые лошади, достаточно представить, как благодаря усилиям единственного животного с места трогается состав весом 15 тонн. В ходе одного испытания в городе Тамбове жеребец по кличке Форс смог провести 23 тонны груза на расстояние 23 метра. Эти цифры помогают оценить силу и мощь советского тяжеловоза. Вот почему этих лошадей можно по праву считать достоянием России.

Интересные факты про этих тяжеловозов

Чтобы поближе познакомиться с породой Советский тяжеловоз, можно ознакомиться с самыми уникальными сведениями об этих животных.

  1. Тяговые возможности одной лошади можно сопоставить с трактором Т-40 АМ. Эти лошади не только могут тянуть грузы, но и работать вместе с машинами в сельском хозяйстве.
  2. Для любой особи этой породы не составит труда сдвинуть с мертвой точки груз весом 15 тонн.
  3. В конкурсе 1957 года в Тамбове жеребец по имени Форс протянул груз весом 23 тонны вдоль дистанции 23 метров.
  4. Советские тяжеловозы показывают высокие показатели роста и плодовитости.

Характеристики продуктивности

Советский тяжеловоз – это порода лошади с высокой продуктивностью и отличающаяся быстрыми темпами созревания. Они очень стремительно набирают массу тела и рост. Более полтонны может весить годовалый жеребенок. С наступлением двухлетнего возраста их активно используют на тяжелых работах, а после 5 лет – допускают к специализированным соревнованиям.

Непривередливы в еде, готовность потреблять дешевый корм, способность жить в любых сложных условиях, делает содержание советских тяжеловозных лошадей очень выгодным и привлекательным. Кобылы, в лактационный период очень продуктивны и дают в среднем около 6000 литров молока. Эту особенность, с успехом применяют в улучшении качества местной породы рабочих лошадок.

Советский тяжеловоз является скороспелой породой лошадей, отличающейся высокой продуктивностью. Ценится:

  • Скороспелостью и высокой интенсивностью роста.
  • Замечен быстрый рост и набирание веса у жеребят – годовалые имеют вес более полтонны. В возрасте 2-х с половиной лет их уже используют для тяжелых работ, а после достижения пяти лет они принимают участие в специальных видах соревнований.
  • У представителей породы племенное использование длительное. У некоторых маток приплоды появляются даже после достижения ими 20-летнего возраста.
  • Достоинства лошадей еще и в том, что их можно кормить дешевыми объемистыми кормами.
  • Замечательные рабочие качества.
  • Выносливость.
  • Для их содержания подходят любые условия.
  • У кобыл очень высокая молочная продуктивность.

Советский тяжеловоз в возрасте 1 год весит примерно полтонны

Кобылы советских тяжеловозов славятся первоклассной молочностью. Во время выкармливания потомства (период лактации) 1 породистая кобыла вырабатывает около 3 тысяч литров ценного молока. Рекордсменка породы Рябина за 338 дней лактации произвела 6173 литров молока.

Кобылье молоко является сырьем для изготовления кумыса. Этот кисломолочный напиток издавна пользуется популярностью у кочевых народов. В середине 19 века русский врач Н.В.Постников документально подтвердил его лечебные свойства. Возникло отдельное направление медицины кумысолечение. Кумыс помогает при заболеваниях пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы.

При необходимости лошадей породы советский тяжеловоз можно использовать для получения мясной продукции.

Фотогаллерея

Красавец советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз на дыбах

Советский тяжеловоз на природе

Советский тяжеловоз зимой

Сколько стоит советский тяжеловоз

Прежде чем приобретать в личное пользование такого благородного коня породы Советский тяжеловоз, нужно знать тонкости такой сделки. У продавца животных должны быть в обязательном порядке документы от ветеринара, подтверждающие состояние здоровья особи и проведенные вакцинации. К тому же к чистокровной лошади обязательно должны прилагаться записи племенной книги. Стоимость такого животного зависит от местности, где их производили, от пола и возраста животного, а также от состояния его здоровья.

Один жеребенок породы Советский тяжеловоз будет стоить около 40 000 рублей. Если особь достигла возраста 1-1,5 года, соответственно и цена на него поднимется до отметки 60 000 рублей. Полноценная кобыла этой породы будет стоить новому владельцу в сумму от 80 000 до 100 000 рублей.

Сегодняшняя жизнь прошлых рекордсменов

До самого 1990 года порода лошадей Советский тяжеловоз тщательно изучалась и совершенствовалась. Для этого лучшие избранники этой породы проходили конкурсы и испытания, состязания и городские выставки. Но после того как распался СССР, для таких животных настал не самый благоприятный период.

Сегодня спрос на такую лошадь стабилизировался, о ней мечтают многие коневоды и фермеры Европы. К тому же из-за нехватки и высоких цен на топливо, многие отечественные хозяйствования прибегают к помощи советских тяжеловозов.

Показатели плодовитости

Советские представители тяжеловозов отличаются хорошими показателями плодовитости, причем животные достаточно скороспелы и, начиная с возраста 2,5 лет, могут быть использованы на сельскохозяйственных работах, а ближе к трем годам становятся полноценными участниками воспроизводства.

Для племенного разведения в производящем составе тяжеловозные кобылы советского типа пригодны до достижения ими возраста 16-17 лет, однако на племенных российских заводах были отмечены случаи, когда лошади – тяжеловозы приносили приплод и в 20-илетнем возрасте.

Помимо этого для кобыл советского тяжеловоза характерна высокая молочность. Так, в 70-80-х годах за весь лактационный период, составляющий 239 суток, были зафиксированы цифры в 3317 л. Рекордсменом по молочности стала кобыла по имени Рябина кумысного фермерского хозяйства коневодческого института, которая за 338 лактационных суток выдала 6173 л молока.

Рожденные жеребята породы советский тяжеловоз растут и развиваются достаточно быстро. При достижении возраста шести месяцев они набирают вес до 0,365-0,375 т, а к годовалому периоду масса жеребят приближается к 0,52-0,540 т.

Заводчики породы ценят в советских тяжеловозах высокие цифры скороспелости, быстро набираемую живую массу, непривередливость в кормах. Советский тяжеловоз способен употреблять дешевый объемистый корм.

Сложности, постигшие тяжеловозов в нашей современности

В наше время, когда техникой и автоматизацией, которые используют сельские хозяйства, вытеснялся лошадиный труд, началось сокращение поголовья чистопородных животных, замечено уменьшение спроса и потребности на использование высокопродуктивных кобылиц. Но в ряде европейских стран спрос на Советских тяжеловозов даже заметно увеличился.

Будьте в курсе новинок нашего сайта

Достижения породы

Достижения представителей породы советский тяжеловоз прочно вошли в историю мирового коневодства. Лошадей, имеющих отличные параметры тела и показывающие высокие результаты в работе, подвергают специальным испытаниям. Во время, которых часто устанавливаются новые рекорды. Основное проверочное испытание призвано показать работу лошади.

 История разведения

Представитель породы советский тяжеловоз прочно удерживает 2-е место среди абсолютных мировых рекордсменов. Пальма первенства принадлежит британскому тяжеловесному жеребцу Вулкану, который в 1924 году сдвинул вес почти 29,5 тонны.

Выдающиеся достижения породы советский тяжеловоз:

  1. в грузоподъемности: жеребец Форс 35 метров провез груз весом 22991 кг.
  2. в скорости доставки груза рысью: жеребец Ранет преодолел расстояние 2 км за 5,72мин.
  3. в скорости доставки груза шагом: жеребец Зубр прошел 2км за ,8 сек.
  4. на тягловую выносливость: кобыла Русалка прошагала 2,13км с силой тяги 300кг.

Проблемы и перспективы

Конец 20 века наложил пагубный отпечаток на развитие породы. Племенные хозяйства пришли в упадок. Численность поголовья существенно сократилось, что привело к неблагоприятным генетическим изменениям. Российские фермеры отдают предпочтение механизации. В то же время интерес к племенным лошадям со стороны зарубежных коннозаводчиков остается высоким, что позволяет надеяться на возрождение породы.

Для советских тяжеловозов по-прежнему верна поговорка «годны в подводу и под воеводу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
4 лапы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector